Строительство гаража своими рукамиДля хранения автомобиля необходим гараж. И если место постоянного проживания находится за городом, то строительство гаража на участке является необходимостью, единственным способом сохранить транспортное средство в безопасности, обеспечить комфортные условия хранения автомобиля. На загородном участке можно построить гараж любого из существующих типов - встроенный или пристроенный к дому гараж или гараж, как отдельно стоящее здание.

Встроенный, пристроенный и отдельно стоящий гараж

Гараж, встроенный в цоколь здания, в последнее время нечасто строят. Такой способ организации гаража имеет некоторые недостатки, наиболее существенным из которых является неудобная его эксплуатация. Это связано с защитой от попадания в помещение осадков, с гидроизоляцией. Неудобно также то, что для удобного въезда и выезда из гаража угол въезда должен быть равен 20 градусов. Для этого понадобится сделать площадку перед домом. Чаще встраивают гараж так, чтобы он не был заглублен ниже уровня земли.

Такой вариант облегчает въезд и выезд автотранспорта, а также характеризуется следующими преимуществами: не занимает полезную площадь и отапливается, не требует отдельной прокладки основных коммуникаций.

Пристроенный гараж занимает полезную площадь придомной территории и является частью дома. Он имеет общую с домом стену, системы отопления, электроснабжения и водоснабжения, а иногда и общую крышу. Отдельно стоящий гараж имеет большую длину коммуникаций, чем пристроенный.

Располагать строение рекомендуется ближе к месту въезда на территорию, обеспечивая минимальную длину подъездного пути. Можно сделать так, чтобы ворота выходили на улицу. Отдельно стоящий гараж может быть и отапливаемым, и неотапливаемым. Для его строительства можно использовать разные материалы - кирпич, металлические сборные конструкции и др. Крышу можно сделать двускатной или плоской.

Выбор места для строительства гаража

При выборе места для строительства гаража сначала разрабатывается генеральный план земельного участка, на котором указывается расположение основных объектов, строений с учетом требуемых противопожарных, гигиенических и санитарных норм. Место для гаража рекомендуется выбирать таким, чтобы подъезд к нему был максимально удобным, чтобы приходилось как можно меньше проезжать по территории участка. Это место может быть на линии застройки территории или в глубине участка.

В первом случае важно, чтобы при открывании ворот гаража не создавались препятствия на проезжей части. Также от границы соседних участков разрешается ставить гараж на расстоянии примерно около одного метра. Вход в гараж должен располагаться (по санитарным нормам) на расстоянии от 10 метров до окон соседних домов. А отдельно стоящий гараж (по противопожарным нормам) должен находиться не ближе, чем в десяти метрах от дома и 15 м от любых строений, для отделки которых использовались полимерные материалы.

Устройство пола в гараже

Строительство отдельно стоящего гаража начинается с выбора места для него и устройства фундамента. Если на участке преобладают глинистые грунты, то глубина залегания фундамента должна быть равна 70 сантиметрам, а для песчаных грунтов глубина залегания фундамента должна быть более пятидесяти сантиметров. Тип фундамента, подходящий для возведения гаража - ленточный. Стены можно выложить толщиной в кирпич, после чего с внешней и внутренней стороны оштукатурить. Потом на поверхности наносится шпаклевка и финишное покрытие. В качестве финишной отделки стен можно использовать фасадную краску или плитку керамическую. Рекомендуется также выполнять одинаковую отделку гаража и других строений, расположенных на территории.

При возведении встроенного и пристроенного гараж фундамент отдельно не выполняется, т. к. он является частью фундамента жилого строения или другого здания, к которому пристроен гараж. Как правило, он делается отапливаемым, для строительства стен применяют то же материал, которые использовался для возведения стен дома. Также стены необходимо будет утеплить и отделать с внешней и внутренней стороны.

После устройства фундамента делают пол гаража. Он может быть нескольких видов - цементный, кирпичный, бетонный. На основание из щебня или песка укладывается бетонный пол. Слой песка (10 см) должен быть хорошо утрамбованным. Сверху укладывается толь или пергамент, потом заливается бетонный раствор. Слой бетона должен составлять десять сантиметров. Готовится бетонный раствор из щебня, цемента и песка в соотношении 3,5:1:2, соответственно. Если пол делается на основниии из щебня, то на уложенный и выровненный слой щебня укладывается арматурная сетка, а потом заливается бетонный раствор. После застывания бетона сверху на пол наносится слой цемента, разведенного водой.

Чтобы сделать цементный пол в гараже, необходимо гравий или щебень смешать с грунтом и выложить эту смесь на основание. Потом все следует хорошо уплотнить и разровнять. Далее готовится раствор цемента, состоящий из песка и цемента в соотношении 5:1. Приготовленный цементный раствор наносится на поверхность пола слоем от 3 до 4 сантиметров. После этого необходимо подождать несколько дней (обычно, 3-4 дня) и выполнить повторное цементирование пола. Раствор для этого следует сделать более жидким, чем было в первый раз. Для этого понадобится изменить количественное соотношение цемента и песка в смеси: на одну часть песка необходимо взять три или четыре части цемента.

Второй слой цемента должен быть также меньше: достаточно 1-2 см. После этого выполняется завершающий этап укладки цементного пола - затирка. Для получения прочного и качественного цементного пола рекомендуется поливать его водой в течение нескольких дней после заливки раствора. Для устройства кирпичного пола используют клинкерный кирпич.

После укладки все швы между отдельными кирпичами следует заделать раствором из песка и цемента, которые взяты в пропорции 1:1. На такой же раствор кирпичи следует и укладывать.

После укладки бетонного пола сверху можно покрыть его специальной краской. Предварительно пол рекомендуется обработать пропиткой, которая исключит растрескивание и пыление поверхности. Наносить краску или другие отделочные материалы на бетонное основание можно через 21 дней после его заливки, когда испарится вся влага. Кроме того можно отделать пол в гараже бетонными плитами, сделать наливные полы или уложить керамическую плитку. Основное требование к материалу, используемому для отделки пола в гараже - прочность, высокая устойчивость к механическим воздействиям и негорючесть.

Строительство крыши

Крыша в гараже может быть плоской или двускатной. Если же гараж пристроен к другому зданию, то его крыша обычно является продолжением крыши этого здания. А для встроенного в дом гаража крышей служит панель перекрытия этажа.

Двускатная крыша делаетсяпо стропилам, которые опираются на стены гаража. Плоская крыша делается из панелей перекрытия. Эти панели опираются, как и стропила, на стены гаража. Крыша встроенного в дом гаража должна быть дополнительно утеплена и звукоизолирована. Это важно сделать, чтобы предупредить проникновение в жилые помещения громких звуков работающего мотора. Кроме того, потолок и крыша гаража должны быть безопасны относительно возникновения пожара и распространения огня. Для этого рекомендуется потолок обрабатывать негорючими материалами и покрыть его негорючим стройматериалом слоем от четырех миллиметров.

Отопление и вентиляция в гараже

Отопление гаража делать не обязательно. Пристроенный или встроенный гараж часто отапливается таким же способом, как и жилые помещения. При этом отопление можно сделать электрическим или водяным. Также допускается использование масляных или инфракрасных обогревателей. При устройстве отопительной системы гаража важно помнить, что температура в нем зимой не должна превышать пяти-шести градусов. Помещение с повышенной температурой воздуха считается не лучшим для надежного хранения автомобиля. При высоких температурах воздуха в гараже создаются условия, приводящие к образованию в кузове автомобиля конденсата. А это приводит к появлению коррозии на металлических деталях транспортного средства, что и сокращает срок его службы.

Вентиляция в гараже должна быть приточно-вытяжной. Это необходимо для удаления из него запаха бензина, выхлопных газов, а также для создания нормального воздухообмена. Необходимо обеспечить воздухообмен, кратность которого составляет 6 - 10 раз в час. Для создания такого воздухообмена в гараже используют механическую, естественную или комбинированную вентиляцию. Для естественной вентиляции необходимо приточные решетки установить внизу ворот. Для вытягивания воздуха используется дефлектор, установленный на вытяжном воздуховоде. Воздуховод следует располагать напротив ворот.

Принцип работы такого вентиляции заключается в поступлении самотеком тяжелого воздуха в помещение через приточные решетки. Этот воздух вытесняет из помещения не такой тяжелый отработанный воздух. Для эффективного воздухообмена при естественной вентиляции следует сечение приточной системы сделать больше сечения вытяжной части вентиляции примерно в два раза. Естественная вентиляция - наиболее простой способ организации достаточного воздухообмена в гараже.

К недостаткам такого способа относится зависимость режима работы системы от внешних параметров таких, как разница внутренней и внешней температуры и давление ветра.

Комбинированная система вентиляции подразумевает установку вытяжного вентилятора, монтируемого в воздуховод или стену. Недостатком такой системы считается отсутствие фильтрации поступающего извне воздуха и его подогрева, а также постоянная работа вентиляторов. Таких недостатков не имеет механический способ организации вентиляции в гараже. В этом случае приток воздуха обеспечивается специальными приточными устройствами, а его удаление - вытяжными механическими устройствами. В механическую систему входит также фильтр, нагреватель воздуха и вентиляторы.

Ворота и подъезд к гаражу

Для того чтобы построить гараж своими руками, необходимо не только сделать фундамент, возвести стены и построить крышу, но и организовать правильно отопление, вентиляцию в помещении, сделать освещение. Помимо этого, в гараже также должны быть следующие устройства: умывальник и устройство для безопасной парковки машины, противопожарные датчики и огнетушитель, электрические розетки и рабочая одежда, правильный подъезд к гаражу и ворота, стеллажи для хранения инструментов, приборов и т. д.

Подъездной путь должен быть отделан твердым материалом с ровной поверхностью. Это может быть асфальтовое или бетонное покрытие, плиточная отделка и др. Размеры гаража выбираются в зависимости от размеров машины и количества автотранспортных средств, которые будут храниться в нем. Высота обычно составляет от полутора метров до 190 см. Размеры гаража также следует привязывать и к высоте и ширине ворот. Обычно ширина ворот составляет 2,5 м, а высота - от 2 до 2,5 метров.

Ворота можно устанавливать различных видов. Производят подъемно-поворотные, распашные, роллетные и секционные гаражные ворота. Способ открывания ворот также может отличаться. Ворота открываются или автоматически, или механическим путем. Основными требованиями при выборе гаражных ворот являются надежность, безопасность и удобство их эксплуатации. Рекомендуется выбирать гаражные ворота, открывающиеся автоматически, так как в этом случае не требуется выходить из машины, чтобы их открыть. Для этого можно использовать пульт управления. Однако возможность открыть ворота вручную также должна быть, что может помочь при отключении электроэнергии. При установке распашных ворот дополнительно следует иметь свободное пространство перед гаражом, достаточное для их открывания. По этой же причине устанавливать их можно только при наличии такого пространства. В противном случае можно использовать роллетные или секционные ворота для гаража.

Своими руками построить гараж несложно. Для этого необходимо иметь некоторые навыки выполнения простых строительных работ, а также знать технологию строительства.

Перейти в раздел: Сухие строительные смеси → Сыпучие материалы