Плиточные работы с применением клеевых составов

Большинство отделочных материалов крепятся при помощи клеевых составов. Правильный выбор и применение этих составов обеспечивает надежное крепление облицовки при различных климатических воздействиях. Остановимся вкратце на тех требованиях, которые следует удовлетворить при выборе и использовании всевозможных сухих и жидких составов, используемых как вспомогательные материалы при отделочных работах.

Классификация составов

Условия эксплуатации диктуют выбор того или иного клеевого состава. По этому признаку клеи подразделяются на две обширные группы. 1 группа предназначена для склеивания и дальнейшей эксплуатации в условиях закрытого помещения. В этих условиях требования к клеям предъявляются менее жесткие, т.к. и внешние воздействия намного «мягче», чем условия прямого климатического воздействия. 2-я группа - клеи наружного применения, т.е. эта группа клеев работает непосредственно в условиях прямого воздействия атмосферных и прочих факторов.

Для клеев существует дополнительная градация, учитывающая особые условия эксплуатации. В частности, в пищевой и химической промышленности применяемые клеевые составы должны обладать повышенной стойкостью к воздействию кислотных и щелочных сред. В гидротехнических сооружениях - постоянному воздействию водной среды при повышенном гидростатическом давлении. Для простых «теплых» полов в квартире - клей для плитки должен обладать повышенной стойкостью к перепадам температур, причем перепады эти могут быть с различной амплитудой и различны по частоте. Поэтому в каждом конкретном случае должен выбираться клей, максимально соответствующий будущим условиям эксплуатации.

Составы для наружных работ

Клеевые составы, используемые для приклеивания тяжелых гранитных или керамогранитных плит на фасадах современных зданий, должны обладать к тому же высокой несущей способностью. Рынок может сегодня порадовать составами, обеспечивающими надежное крепление такой облицовки при точечном креплении (когда клей наносится всего лишь на 10 % площади соединяемых деталей).

Крепление анкерных болтов в краевых зонах бетонных изделий при помощи таких материалов позволяет избежать разрушения бетона, т.к. при полимеризации они не создают распирающих напряжений при прекрасной адгезии к бетону и металлу.

Керамическая и стеклянная мозаика тоже крепится к подложке посредством клеящих масс, но специфика такова, что в качестве клеевого состава в этих соединениях используют смеси на основе белого цемента.

Мрамор не выдерживает изгибающих напряжений, поэтому связующие составы должны быть высокопластичными с температурным коэффициентом расширения, близким к такому же показателю самого мрамора. Эти составы замешиваются на основе эпоксидных компонентов, в этих составах вода не используется вообще.

Сложность условий эксплуатации порождает многокомпонентность и сложность технологии приготовления. Полимерные добавки, замешанные в сухом или жидком состоянии, придают клеящим составам эластичность, прочность и жизнестойкость в тяжелых условиях эксплуатации на весьма длительный срок службы (срок этот должен быть соразмерен сроку службы объекта в целом). Такие современные составы наносятся тонким слоем (2 - 15 мм), толщина слоя соразмерна с толщиной приклеиваемых деталей. Равномерный по толщине слой высыхает равномерно, обеспечивая однородность физико-механических характеристик по всему слою. Но такие составы предъявляют повышенные требования к плоскостности подстилающих поверхностей - не может подстилающая поверхность быть хуже по плоскостности 30, от силы 40 % от толщины клеевого шва. Поэтому первым делом мастер-плиточник «доводит» подстилающую поверхность до нужной плоскостности.

Если первичная поверхность выполнена из гигроскопичных материалов (типа гипс), то такую поверхность в обязательном порядке грунтуют в 1 - 2 слоя, в результате этой технологической операции на поверхности основного материала образуется сплошная пленка с пространственной структурой за счет внедрения в приповерхностный слой основного материала. После полимеризации грунтующего состава можно приступать к выполнению следующей задачи - гидроизоляции основного материала.

Эта работа выполняется в два прохода. Во время первого прохода герметизируются стыки между панелями или листами. Эта операция предотвращает растрескивание основания под облицовочной плиткой. После высыхания шовных усилений приступают к нанесению гидроизоляционного слоя по всей поверхности подложки. И лишь после высыхания всего гидроизоляционного покрытия выполняется основная работа - облицовка стен плиткой.

Клеевые составы разводят в течение 5 - 10 минут, но к моменту начала укладки плитки на клей все материалы, включая и вспомогательные должны быть в полной готовности. Обусловлено это тем, что клеевые составы имеют срок жизни, т.е. время полимеризации. Если в течение этого (регламентированного) срока раствор не был выработан и начался процесс твердения, то такой состав к дальнейшему использованию становиться непригодным (разводить его водой или другими растворителями бесполезно - клей перестает быть клеем). Обычно время это составляет 5 часов плюс-минус 1 час. Специальные составы могут иметь срок жизни - чуть больше одного часа. Как правило, таким сроком жизни обладает клей для облицовки фасадов плитами. Удерживать плитыв штатном положении на вертикальной поверхности не резон долгое время. Здесь клей «короткой» жизни весьма уместен.

Керамическая плитка для внутренних работ

Основным требованием к этому классу керамики есть ее эстетичный внешний вид, т.к. внешние воздействия внутри помещений «мягкие», механические нагрузки на плитку незначительны.

Дизайнерские решения по общей картине керамической облицовки стен строятся на каком-то базовом цвете, который играет роль фона.

Простейший декор достигается вкраплением вставок из отдельных плиток, «разбросанных» по полю хаотично или упорядоченно. Такой прием применяется в «оживлении» кухонного «фартука» (поля между навесными шкафами и столами-тумбами) или стенового фона в ванной комнате. На «фартуке» преобладают фруктовые мотивы или просто пасторальные «мазки». Такие цветовые пятна невелики по размерам - в пределах 20 х 20 см. Пятна большего размера имеют уже ярко выраженную тематику, используются на больших площадях, не занятых кухонной мебелью.

Керамические панно в ванных комнатах более масштабны - соразмерны с площадью облицованных стен. Как-то так сложилось, что в ванных комнатах преобладают панно с морскими сюжетами - берег южного моря с купальщицей среди легких волн и т.п. Здесь же могут присутствовать мраморные статуэтки с амфорами и прочими сосудами для жидких сред. Влажность в этих помещениях повышенная, для облицовки стеновых поверхностей применяется специальный клей для керамической плитки, обладающий повышенной влагостойкостью. Используются в облицовке ванных комнат и функциональные вставки - плитки со стилизованными полочками для мыла (и для прочих атрибутов комнаты) или с выступами в качестве крючков для полотенец.

Собранные по определенному сюжету плитки образуют художественное панно. Роль панно может выполнять и единичная плитка с размерами, по меньшей мере, в 2 - 3 раза больше размеров плитки, используемой в качестве фоновой.

Получило распространение панно со свободными размерами, которые по замыслу автора могут принимать ярко выраженную вертикальную или горизонтальную структуру. От английского слова «freesize» называться такое панно стало панно-фрисайз. В формировании такой картинки на стене используют 3 и более плиток, при этом концевые плитки с тематическим рисунком, а промежуточные - однообразные. Таким образом, композиция «колонна» высотой своей определяется числом промежуточных плиток.

Для фрисайз-панно свободных геометрических композиций используют 2 типа плиток, на одной плитке узор занимает все поле плитки, а на другой - лишь половину. Складывая в общую канву узора разное количество плиток того или иного типа, дизайнер получает уникальные графические композиции.

Художественные панно могут набираться и из разнородных материалов. Нередко используют наряду с керамической плиткой натуральные и искусственные каменные плахи из песчаника, гранита, керамогранита и других материалов. Картины рождаются в голове дизайнера и «выплескиваются» в облицовку умелыми руками мастеров.

Узкая полоса вдоль линии стыка стен с потолком - это традиционный бордюр. Рисунок у этой керамической ленты повторяется с завидной регулярностью. Вместо рисунка может быть выполнена плитка с рельефной поверхностью, но рельеф этот тоже строго регулярный. Это объясняется тем, что плитки изготавливают в массовом производстве, которое в силу финансовых законов не может иметь бесконечное количество технологических форм, которые используются до их полного износа. Поэтому рельеф или рисунок, повторяется на каждой плитке одной партии. Можно применить способ смешения типов плиток, т.е. укладывать регулярно или хаотично плитки из разных артикулов, т.е. с разными рисунками или рельефными изображениями.

Вертикальная кладка бордюрной плитки или плитки другого рисунка создает иллюзию другого поля и может быть использована для стилизованного выделения каких-то функциональных зон. Творческий подход дизайнера и пожелания заказчика (его видение облицованной ванной комнаты) позволяет создать уникальную картину и ауру в этой комнате. В частности, может быть использован прием смешения, например, традиционного бордюра с бордюром-карандаш в оформлении оклада зеркала, вмонтированного в облицовку поверхности.

Расположение бордюрных плиток по фоновому полю может быть использовано, как оригинальное оформление - обрамление сантехприборов. Вариантов всевозможных сочетаний различных по рисунку, цвету, фактуре, габаритам возрастает в геометрической прогрессии от количества используемых типов плитки. Дело вкуса и художественного чутья.

Классический рисунок - светлый верх отделен от темного низа бордюром, при этом бордюр может быть подобран в тон общему цвету фона или, наоборот, в тон темной ленте низа. Разнообразить эту картину можно простым двойным бордюром. Такое решение позволяет разделить общую площадь стены не на два участка, а на три. Возможностей дизайнеру этот прием дает значительно больше.

Зонирование как дизайнерский прием

Для выделения особенной зоны можно использовать в качестве бордюра фоновую плитку другого цвета, в частности, зону возле умывальника можно выделить, выложив панно другого фонового цвета с обрамлением бордюрной плиткой. Можно просто выложить другой фоновой плиткой вертикальные полосы вокруг умывальника, при этом смотреться будут полосы, начинающиеся непосредственно от пола или от верхней плоскости раковины и отделяющие поле возле умывальника от всей остальной площади стены. Стена возле ванной может быть выделена другим фоновым цветом по всей длине ванной и на высоту человеческого роста. Контрастное выделение можно подчеркнуть бордюрными вставками различной ширины. Это могут быть «пальчиковые» крапления в подрезанные фоновые плитки, а может быть сплошная дорожка из рельефной бордюрной плитки.

Единичные вставки, упрощенные композиции из 2-3 плиток, развернутые панно их керамики, стекла и натурального или искусственного камня - все эти приемы позволяют получить оригинальную картину в интерьере ванной комнаты. Это, как в калейдоскопе, повернул набор или центральную плитку, и уже совсем другой рисунок, неповторимый и оригинальный. Метод коллекционного подбора составляющих рисунка позволяют добиться единства стиля и оригинальности композиции. Но … хорошая идея требует хорошей реализации, и искусные руки воплотят идею дизайнера в интерьере ванной комнаты и всего санузла в целом. Дело, порученное в начале пути, должно сопровождаться руками специалистов на всем своем протяжении, и только при таком условии результат может быть абсолютно предсказуемым.

Перейти в раздел: Сухие строительные смеси → Продукция ВЕБЕР ВЕТОНИТ → Клей для плитки