В комнатах квартиры или дома стены можно не просто покрасить красящими составами, но и декорировать с помощью краски. При этом нам пригодятся любые подручные средства: тряпки, трафареты, кисти, валики. Исходим из того, что поверхность стены уже окрашена в планируемый цвет, она просохла и готова для дальнейшей отделки. Можно нанести на поверхность стены рисунки, изображения, узоры.

Краска: используем тряпку.Краска: используем тряпку

Работать с тряпкой можно по гладкой поверхности стены. Методом накатки или штамповки можно нанести рисунки и узоры. Красивые рисунки получаются при использовании фактурной ткани, рогожи. При штамповке берем ткань, смачиваем ее в краске, тщательно отжимаем лишний состав. По стене наносим торцующие удары, можно двигаться в одном направлении или в разных, в зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться. Если мы держим тряпку под одним углом, двигаемся в одном направлении, то рисунок получится равномерным, одинаковым и более спокойным. Но после обмакивания тряпки в краску постарайтесь сохранить данное положение и направление, это не всегда легко сделать. Поэтому для начинающих мастеров оптимальным станет вариант использования различных направлений.

Метод накатки предполагает использование валика, которые изготавливается из фактурной ткани. Длина валика не должна превышать 100 см. а ширина может быть любой. Смачиваем такой самодельный валик в краске, отжимаем лишний состав. Прижимаем валик к стене и с равномерным нажимом прокатываем по поверхности. Можно двигаться не только вертикально снизу вверх, но и горизонтально, по диагонали. При этом оригинально смотрятся узоры, которые выполнены различными цветами. Естественно, оттенки должны сочетаться с основным тоном стены и между собой, чтобы не создавать цветовой диссонанс. Но при использовании разных оттенков необходимо тщательно просушить каждый предыдущий слой краски.

Набрызг

Набрызг проводится с помощью специального оборудования или вручную. При работе вручную используем маховую кисть или большой ручник. Обмакиваем инструмент в краску, отжимаем лишнее. К стене подносим палку, держим ее левой рукой крепко, кисть ударяем о палку, чтобы колер стряхнулся с волоса на стену. Старайтесь держать палку все время на одном расстоянии от стены, это позволит создать одинаковые по размеру брызги. Набирайте равное количество краски на кисть, удары должны иметь одинаковую силу. Если использовать краску разных цветов, то набрызг получается более эффектным.

Набрызг через сетку позволит создать удивительный эффект на стене. Помним, что все работы проводятся по уже прокрашенной и высушенной стене. На рамку туго натягиваем сетку, сама рамка плотно прижимается к стене, а далее действуем по вышеописанной схеме. От размеров ячеек будет зависеть рисунок на стене. Если сетку перемещать в разных направлениях и располагать под разными углами, то получится весьма эффектная поверхность.

Краска: набиваем рисунки через трафаретыКраска: набиваем рисунки через трафареты

С помощью специальных трафаретов можно отделывать не только стены, но и потолок. Трафареты позволяют создавать оригинальные бордюры и фризы. Можно применить несколько красок разных оттенков. Трафареты делаем самостоятельно или приобретаем готовые. Можно из тонкого картона или плотной бумаги изготовить трафарет  под набивку самому. Нарезаем материал на полосы необходимой ширины. Наносим рисунок, вырезаем его острым ножом. Если вы хотите создать разноцветный рисунок, то для каждого цвета нужно подготовить свой трафарет. Для того чтобы трафарет не развалился от краски. Можно пропитать его олифой и дать хорошо высохнуть. Это позволит проводить отделку даже в очень большой комнате.

Желательно проводить набивку вдвоем. С помощью мелованного шнура отмечаем линии, по которым будут располагаться рисунки. Один человек прижимает трафарет и крепко держит его, второй в это время набивает рисунок. Ручником наносим торцующие удары по стене, стараемся заполнить все пространство рисунка краской. Старайтесь избегать слишком большого количества краски на кисти. Это приведет к потекам на стене. Если мы наносим многоцветный рисунок, то обязательным условием в работе становится высыхание предыдущего слоя краски. Перед сменой цвета обязательно промываем кисти. Если на трафарете были небольшие мостики, которые соединяли некоторые участки рисунка, чтобы он не вывалился, то после набивки прокрашиваем мосты кисточкой.

С торцов трафарета необходимо сделать специальные отметки, которые подсказывали бы движение по линии, отбитой на стене. Старайтесь применить способ торцевания, а не закрашивания. Очень часто у непрофессиональных мастеров закрашивание приводит к браку: появляются потеки и затекания краски. Та сторона трафарета, которая прилегает к стене. Должна периодически протираться от краски. В конце каждого дня работы трафареты сушатся. Если необходимо сохранить трафарет надолго, то его промывают, сушат, укладывают в коробку, поверх помещают груз, чтобы избежать скручивания трафарета.

Штампы и валики

Резиновые валики и штампы позволяют сделать рисунки в виде одинаковых геометрических фигур, цветов, узоров. Такие штампы производятся на заводе из мягкой резины. Можно изготовить их самостоятельно. Вырезаем рисунок и клеим его на резиновую трубку или полосу. Данный резиновый штамп крепится к деревянной ровной терке. Поверхность должна быть идеально ровной, чтобы штамп полностью прилегал к поверхности. При нанесении рисунка штамп смачиваем в составе, отжимаем о край емкости, приставляем к поверхности. Старайтесь не держать долго штамп у стены, чтобы краска не скапливалась и не стекала, двигаемся быстро и четко.

Для нанесения рисунков используем валики, которые могут иметь резервуар или поставляются без него. Они свободно крутятся на оси. Во время декорирования нам понадобятся два валика: один имеет ровную гладкую поверхность, на другой валик нанесен рисунок, он выполнен из резины. Данные валики образуют станок, с которым нам предстоит работать. Периодически гладкий валик смачиваем в краске, он наносит состав на резиновый  фигурный валик, которым мы ведем вдоль стены. Если мы применяем валик с дополнительным резервуаром, то краска подается с помощью специального питательного валика. Двигаться необходимо строго вертикально, соблюдать при этом рисунок, который не должен наноситься внахлест. На валиках есть специальные метки, которые позволяют точно приставить его к стене в начале каждой новой полосы. Первый ряд проводим вдоль полосы, которая нанесена на стену мелованным шнуром.

Краска: проводим фактурную отделку

Фактурную отделку необходимо проводить с помощью специальных инструментов по нанесенной шпаклевке. Она похожа на отделку инкрустом. Поверхность стены должна быть подготовлена под высококачественную окраску. Новая штукатурка подвергается сушке, устранению  дефектов, грунтовке. Если используются клеевые краски. То вместо грунта можно воспользоваться 8%-ным клеевым раствором. При декорировании деревянной поверхности, ее необходимо покрыть слоем олифы, все дефекты нужно подмазать, если имеются трещины, то нужно проклеить их марлей. Если поверхность ранее была покрыта масляной краской, то протираем ее, чтобы удалить пыль.

После подготовки поверхности готовим шпаклевку, которая даст минимальную усадку. Для этого в шпаклевку добавляют просеянные через сито гипс, шпат, мраморную муку, ангидрит. Для того чтобы добиться пластичности шпаклевки, в нее можно добавить клеевой раствор, олифу. При определении густоты состава ориентируйтесь на то, что шпаклевка должна легко перемешиваться палочкой. Шпаклевку наносим на стену слоем в 3-4 мм. По шпаклевке прокатываем валиком, благодаря особой жесткости которого и нанесенному узору, получается фактурная поверхность. Периодически валик смачиваем водой для того, чтобы он не прилипал к стене. После такой накатки шпаклевка должна просохнуть, после чего ее можно покрыть краской. Лучше всего проводить накатку вдвоем. Первый рабочий наносит шпаклевку. Второй использует валик для нанесения фактуры.

Оригинально смотрится окраска, проведенная лессировочным колером. Поверхность стены при этом должна быть предварительно проклеена 5%-ным раствором казеинового, растительного или животного клеящего состава. В таком случае масло не будет оставлять пятен. Лессировочный состав можно приготовить самостоятельно. Для этого густотертую краску разводим следующей смесью: 1 часть олифы, 2 части бензина или скипидара, 0,1 части сиккатива. Тонким слоем данный состав наносим на стену с помощью флейца. Сразу после нанесения используем ветошь, чтобы смахнуть состав с поверхности, особенно это касается выпуклых рельефных участков. В углублениях остается краска, которая подчеркнет рельефность, создаст эффект глубины окрашенной поверхности.

В состав можно добавить 15-20% мела, который предварительно был просеян на мелком сите. Мел растирается растворителем, скипидаром. Это позволит придать краске матовый оттенок. Чтобы добавить глянца поверхности, можно применить светлый масляный лак.

Краска: эффект «под мрамор»Краска: эффект «под мрамор»

Данный способ декорирования стены позволяет создать поверхность, которая будет напоминать природный мрамор. Но данная технология требует наличия художественных навыков, сложно придется тем, кто никогда не держал в руках кисть. Лучше использовать масляную глазурь, которая наносится на основную краску. Основа должна быть выполнена в виде полуматового глянца. Для нанесения состава на стену используем кисть или тряпку, но следим за тем, чтобы из ветоши не сыпались нити, которые будут оставаться на стене. Цвет глазури станет основным «мраморным» цветом, поэтому можно изначально потренироваться на отдельном куске фанеры или картона, чтобы получить представление о будущей поверхности. Наносим глазурь на стену тонким слоем, еще влажный состав растушевываем широкой кистью. Для дальнейшей работы нам понадобится более густой состав. Краска наносится на стену пятнами, которые сразу подвергаются растушевке.

На влажной поверхности тонкой кисточкой рисуем светлые прожилки, как на мраморе. Можно иметь перед глазами кусок или рисунок мрамора. Кисти разной ширины понадобятся для работы. Глазурь смешиваем с художественными составами для создания рисунка. С помощью широкой сухой кисти растушевываем прожилки, придавая им мягкость и плавный переход в цвет фона. Стареемся чаще вытирать кисть, чтобы не оставлять на стене пятен. Для того чтобы подчеркнуть прожилки используем глазурь, в которую добавляем темную или черную краску. Художественной кистью наносим линии, которые замет растушевываем широкой кистью. После того, как поверхность высохнет, ее необходимо покрыть слоем лака, он защитит стену. Лучше использовать матовый лак, но если вы хотите придать стене блеск, то можно воспользоваться глянцевым составом.

Краска: работаем с губкой

Для нанесения беспорядочных пятен на стену используем натуральную морскую губку, которую можно приобрести в любом магазине. Данная техника нанесения краски предполагает создание декоративных узоров, которые наносятся на уже окрашенную и высохшую стену.  Если нанести не один слой узоров, а несколько, при этом использовать разные оттенки одной краски, то получится эффект глубины, стена будет выглядеть более объемной. Губку изначально смачиваем водой, ждем. Пока она набухнет, отжимаем воду.

Обмакнем губку в краске, стараясь удалить излишки. Для начала необходимо потренироваться на фанере или картоне. Резкими четкими движениями прикладываем губку к поверхности, нанося отпечатки. Можно нанести редкие разбросанные цветовые пятна. После высыхания данного слоя используем другой оттенок, который также наносим по всей поверхности пятнами. Если необходимо подчеркнуть контраст с фоновым цветом, то ждем высыхания слоя и наносим еще один.

Эффект «глазурь»

Особую элегантность небольшому и светлому помещению придаст эффект «глазури», который можно нанести на уже высохшую краску. Глазурь имеет полупрозрачный цвет, что позволяет протушевать имеющийся на стене оттенок. Достичь определенного уровня прозрачности можно, используя водоэмульсионные краски и воду или эмульсию. Глазурь на водной основе сохнет быстрее, при этом слой получается более легким и тонким. Лессировка становится одним из компонентов масляной глазури. Для ее приготовления используем две части уайт-спирита и одну часть льняного масла. Вместо уайт-спирита можно взять любой растворитель. Хотя лессировка и способна усилить эффект глазури, но из-за нее стена будет дольше сохнуть.

После высыхания основного тона стены готовим глазурь. Желательно подобрать контрастный оттенок, который бы выгодно подчеркнул тон основания. Наносим глазурь на стену, при этом не забываем ветошью растирать состав. Иногда при смешении разных оттенков может получить весьма неожиданный результат, поэтому сначала стоит проверить совместимость цветов на фанере или картоне.