Применяем битумную черепицу без капли сомненияСовременные кровельные материалы, пользующиеся стабильным спросом, принадлежат к классу покрытий, изготавливаемых на основе битума. К слову сказать, на Североамериканском континенте 90 % всех крыш покрыто именно битумными мягкими кровлями.

Под термином «мягкая кровля» укрылось многочисленная группа кровельных материалов. Они различны по составу, способу применение и назначению, но все они в той, или иной степени используют битум. В частности, мастики, рулонные материалы, битумно-волокнистые листы, битумная черепица и пр., и пр. Для их изготовления применяют или окисленный, или модифицированный битум. Улучшение специальных качеств достигается введение в состав ингредиентов различных пластификаторов, модификаторов и других полимерных добавок. Это позволило создать долговечные, тепло-, морозостойкие покрытия.

Мягкие кровли применяются, как правило, для формирования кровельного пирога на плоских малоскатных (уклон до 10 - 12 %) крышах. На таких крышах получили распространенное применение материалы под общим названием «битумная черепица». Эта кровля характеризуется высокой стойкостью к внешним атмосферным воздействиям в широком диапазоне, не гниет, не поражается грибковыми организмами, пожаробезопасна и долговечна. При соблюдении технологического регламента при монтаже кровля получается, как единая водонепроницаемая мембрана, накрывающая всю крышу целиком. Покрытие высокотехнологично, процент технологических отходов не превышает 11 % при невероятно сложных конфигурациях крыши. Цикл монтажных работ в пересчете на 1 кв. м кровли самый малый, и не требует привлечения высококвалифицировнных рабочих.

Знакомьтесь, битумная черепица

Конструктивно битумная черепица представляет собою многослойный пирог, в основе которой лежит слой битума, армированный стеклотканью или стекловолокном, сверху нанесен слой минеральной мелкодисперсной крошки, снизу клеевой слой, который защищается от непроизвольной полимеризации защитной пленкой. Минеральная крошка придает материалу повышенную прочность и устойчивость к ультрафиолетовому облучению. Защитная пленка удаляется непосредственно при укладке битумной черепицы на крышу. Конфигурация (гонты, шинглы) плиток различна, но подчиняется она одному правилу - регулярность формообразующего рисунка нижней кромки должна строго соблюдаться. Именно она формирует внешний вид крыши.

Плитки (гонты, шинглы) битумной черепицы представляют собой листы многослойной структуры с фигурными вырезами (лепестками) по внешнему краю.

Крыша с кровлей из битумной черепицы тиха даже при самых больших дождях, т.к. «мягкое» тело черепицы гасит звуковые колебания падающих дождевых капель.

Технология на удивление проста. По шнурку выкладывают кровельную полосу с предварительно снятой защитной пленкой и «прихватывают» ее специальными кровельными гвоздями. Вот собственно и вся технология. Есть некоторые тонкости - начинать нужно снизу и подниматься к коньку крыши, все прирезки и подгонки делают на полосе с неснятой защитной пленкой (режется обычными кровельными ножницами). Сама технология укладки битумной черепицы проста, но вот подготовка поверхности под ее укладку требует тщательности и аккуратности. Поверхность под битумную черепицу должна быть сплошной, без скачков по высоте. Часто в качестве подстилающего слоя используют OSB.

Нередко изготовителей упрекают в том, что цена на битумную черепицу высока, при этом сравнивают цену на битумную черепицу с ценой на металлочерепицу. Действительно цены у этих материалов находятся на одном уровне. Но… металлочерепице гарантирует изготовитель срок службы 20 лет, от силы 30, а битумная черепица может стоять и 80, и 100 лет.

Бытует расхожее мнение, что под битумной черепицей проседает деревянный несущий скелет крыши. Но битумная черепица здесь не «при делах». Если расчет несущей способности стропильного набора выполнен правильно, в соответствии с расчетом выполнены все конструктивные решения, то такая крыша будет стоять долго. Для справки - основную нагрузку в суммарной нагрузке на крышу вносит снеговая нагрузка, а нагрузка от битумной черепицы намного меньше. Конечно, последняя капля - нагрузка от битумной черепицы может оказаться сверх несущей способности, но это говорит лишь об одном - расчет несущей способности силового набора крыши выполнен не совсем корректно.

Есть еще один нюанс, на который следует обратить внимание. При ремонте (восстановлении силового набора) крыши кровельный материал может быть аккуратно снят и использован вторично после реставрации скелета. Мягкая кровля (рулонная) вторично использована быть не может.

Устойчивость к ветровым нагрузкам у битумной черепицы превосходна. Эксплуатация на юге Украины (здесь ветры достигают ураганной силы) показала, что кровля из этого материала стоит и довольно успешно.

Потенциальные потребители битумной черепицы задают непраздный вопрос «Хорошо ли будет работать эта черепица на скатах с углами меньшими 10°? А на скатах с углами больше 40°? Не волнуйтесь. Этот кровельный материал одинаково хорошо работает на крышах любой сложности, при любых углах, даже при отрицательных. Интервал 40 - 60 ° - идеальные углы для применения битумной черепицы. Все сильные стороны ее проявятся в полную силу. При уклонах свыше 60° для закрепления кровельных полос применяют специальные зажимы.

Несколько советов при работе на остроугольной крыше

И решение принято, и материал закуплен, но рабочих уговорить не удается. Они не без оснований утверждают, что на скатах с углом наклона более 45° им не удержаться. Уже не одно десятилетие битумную черепицу укладывают на крыши любой сложности, и ни у кого не возникало сомнений в возможности смонтировать черепицу на «отвесных» скатах. А для наших монтажников эти крыши оказались слишком опасными. Почему? За рубежом, откуда пришли эти материалы, вопрос технологического оснащения монтажных работ решен давно, но стоят эти «игрушки» очень дорого, купить себе могут позволить не многие, поэтому дилеры оснастку эту завозят только под заказ. Персональная доставка всегда сказывается на цене, и, как результат, частные застройщики и небольшие бригады наемников вынуждены обходиться без них.

Теперь несколько слов о конструкции крыш. Опыт эксплуатации (за рубежом) наработал обязательные элементы конструкции крыши, повышающие безопасность использования и продлевающие срок службы крыши в целом. Европейцы не принимают дом в эксплуатацию, если на крыше отсутствуют элементы системы безопасности, такие как крюки, переходные мостики снегозадержатели и т.п. На просторах бывшего Союза такие мелочи не в счет. Ну, сойдет с крыши снег с наледью, как лавина, или нет, ну, и что? Опасно? Да, опасно, но авось пронесет. Как знать?

Полезные мелочи

Но вот житейская ситуация - надо установить или починить спутниковую антенну, или прочистить вентиляционные продухи, или, еще лучше, печную трубу. И нашим наемникам придется, как скалолазам, взбираться на крышу. Естественно, это опасно не только для наемников, но и для крыши тоже. Повреждается кровельное покрытие, что сокращает общий срок ее службы. Поэтому-то европейцы давно взяли за правило, без этих элементов крышу не эксплуатировать. Возле каждого элемента крыши, как дымоход, вентиляционные продухи и т.п. монтируются площадки обслуживания, на крыше «выпускаются» несущие элементы, на которые можно временно (на время обслуживания или ремонта) уложить дощатые трапы, ближе к свесам крыши устанавливают снегозадержатели. Стоимость этих элементов относительно не велика - порядка 2 тысяч рублей на 1 пог. м, но выгода очевидна, и разумный застройщик не откажется установить эти элементы.

Безопасные методы проведения работ

А теперь вернемся к безопасности проведения ремонтных работ на крыше. Ремонт, да и монтаж остроугольной крыши тоже, необходимо проводить в обуви на резиновой подошве (скольжение, таким образом, будет сведено до минимума). Из такой обуви лучшее всего подойдут кроссовки. Недостатком этого «примитива» является непосредственный контакт, после чего на кровле остаются вмятины и задиры.

По-другому можно улучшить безопасность, установив на крыше «ходовые» бруски (ориентировочные размеры рейки 30 х 50 х 100). Делается это следующим образом. В местах предполагаемой установки брусков защитная пленка при монтаже кровельных полос снимается не полностью (в местах установки брусков пленка не снимается). Лепестки с защитной пленкой приподнимают и под ними крепят «ходовые» бруски. Шаг установки этих брусков 60 - 70 см. После окончания монтажа бруски снимают, а лепестки кровельных полос приклеивают, сняв остатки защитной пленки. Недостаток - вмятины и повреждения наружного слоя в строго определенных местах.

Наиболее «продвинутой» будет следующая конструкция. Используя обрезки доски, изготавливают треугольные «ступени» с небольшими опорными площадками. На эти ступени крепят переходные металлические пластины. Эти металлические «язычки», в которых с заранее заготовлены отверстия для гвоздей (или шурупов), заводят под приподнятые лепестки кровельных полос и закрепляют гвоздями (или шурупами) к несущей основе кровельного ковра. Эти «треугольники» располагают попарно на одном уровне с шагом порядка 1.5 - 2 м по горизонту и 0.8 по скату снизу вверх. Впоследствии на них укладывают ходовые доски с ограничителями на концах. Таким образом, на скате формируется монтажная «ходовая лестница». После завершения работ все эти технологические «фишки» убираются, и на крыше не остается следов от технологической оснастки.

Четвертый способ оснащения остроскатной крыши очень похож по внешнему виду своими конструктивными элементами на снегозадержатели, и устанавливаются эти элементы также, и остаются на скатах эти элементы также, как и снегозадержатели. Естественно товарный вид этих дополнительных элементов оснащения крыши должен быть «на уровне», т.к. они помимо своего прямого назначения создавать «ходовую дорожку» должны способствовать декоративному оформлению внешнего вида крыши. Кроме того, эти элементы должны быть хорошо защищены от коррозии в условиях постоянного воздействия атмосферных факторов. В качестве примера конструктивного исполнения можно указать на точечные снегозадержатели. Они представляют собой специальным образом изогнутую полосу металла с полимерным покрытием. Для увеличения несущей способности такие элементы дополнительного оснащения крыши должны быть изготовлены из более толстого стального листа (порядка 1мм).

Рекомендации по монтажу

Технологический регламент указывает на необходимость выполнять монтаж битумной черепицы, придерживаясь следующих правил:

  • монтируемые кровельные полосы и место их укладки должны иметь температуру не менее 15° С, т. е. в холодное время года монтировать полосы необходимо постоянно подогреваемыми при помощи, например, фенов;
  • подстилающий слой должен быть выполнен из влагостойкой фанеры, OSB или обрезной строганной доски, при этом перепады на стыках не должны превышать 1 - 2 мм, допустимые зазоры между элементами подстилающего слоя должны быть в пределах 5 - 10 мм;
  • в качестве крепежных деталей использовать только специальные кровельные гвозди (длина этих гвоздей 3 см, шляпка увеличенная до 6 мм и поверхность обработана гальваническим цинком), гвозди заколачиваются по 4 (рекомендации изготовителя битумной черепицы) штук на 1 полосу;
  • в местах перегибов (ендовы, коньки), в зоне карнизных свесов, на скатах с малым углом подъема рекомендуется дополнительно прокладывать под битумную черепицу гидроизоляционную пленку;
  • «капельники» и кронштейны водоотводящей системы крепить до укладки битумной черепицы.

Выполнение этих не хитрых правил позволит выполнять кровельные работы качественно и, что самое главное, с соблюдением всех мер безопасности. И, конечно, не работать на высоте без страховочных концов.

Перейти в раздел: Кровля → Битумная черепица